Русский | Кыргызча |
Содержание
Раздел 1.Права человека и принципы правозащитного подхода Раздел 2. Почему важен правозащитный подход ориентированный на гендерное равенство и справедливость (gender equality and gender equity) Раздел 3. Этика: общие рекомендации и аспекты в работе над материалами по правам человека Раздел 4. Базовые принципы гендерно-чувствительной коммуникации Раздел 5. Противодействие пропаганде насильственного экстремизма через медиа-грамотность Раздел 6. Как распознать пропаганду насильственного экстремизма и противодействовать ей? Раздел 7. Практикум: кейсы для тренингов
КЕЙС № 1. Похищение с целью принуждения к браку (кейс Бурулай) КЕЙС № 2. Марш 8 Марта КЕЙС № 3. Межнациональные отношения, гендер и националистические движения (кейс выступлений против кыргызско-китайских браков) КЕЙС № 4. Политика в Кыргызской Республике: между Исламом и «светскостью»? (кейс общественной дискуссии вокруг постера «Кайран эл») КЕЙС № 5. Кейс Гендерный режим и миграция

КЕЙС № 4. Политика в Кыргызской Республике: между Исламом и «светскостью»? (кейс общественной дискуссии вокруг постера «Кайран эл»)

Политика в Кыргызской Республике: между Исламом и «светскостью»? (кейс общественной дискуссии вокруг постера «Кайран эл»)«Кайран эл»)

Время на изучение кейса:
45 минут

Необходимые ресурсы: раздаточный материал – описание текста кейса, фото баннера «Кайран элим, кайда баратасын?» и медиа публикации по тематике (из социальных сетей #Биз кайда баратабыз?), флипчарты и маркеры.

A
Тренер раздает описание кейса (раздаточный материал) и просит участников в течение 3 минут прочитать его. Затем предложить ряд вопросов для предварительного обсуждения:
a
Какие драйверы конфликта лежат в его основании?
b
Кем являются основные действующие лица (игроки)? Каковы были их интересы? Можно ли сказать, что одна из сторон защищала принцип светскости государства?
c
Какие факторы помогли в ситуации противостояния интересов и мнений не скатиться к открытому и насильственному конфликту? Как можно определить этот мир (используя терминологию Й.Галтунга) – как негативный или позитивный? Почему?
B
Тренер предоставляет малым группам один из материалов по данной тематике и просит провести анализ того, насколько чувствительными к конфликту и гендерно-чувствительными являются подходы автора? Группам необходимо также ответить на следующие вопросы:
a
В чем суть посланий публикации(й)? можно ли данный материал назвать конфликт-чувствительным? Почему?
b
Почему женщины, женские образы вновь стали в данном кейсе – центральной линией конфликта?

Тренер может вновь использовать материал о роли женщины в национальном проекте (Ювал-Дэвис) в качестве заключительного материала по итогам дискуссии.

Описание кейса

13 июля 2016 года в разных частях города появились огромные баннеры, на которых были размещены две фотографии - женщин в национальной кыргызской одежде и женщин в парандже. Под баннерами крупными буквами было написано: «Кайран элим, кайда баратабыз?» («Бедный мой народ, куда мы идем?»). Баннеры мгновенно всколыхнули общественное мнение, разделив его как минимум на три части. Одна группа граждан, кто поддерживал такую инициативу, говорили о необходимости более активного и действенного регулирования деятельности религиозных институтов, прежде всего мечетей и медресе, подчеркивая угрозы государственности со стороны религиозных групп. Другая часть, с негодованием заявила, что баннер – дело рук светских радикалов, что они нацелены на разжигание межконфессиональной розни и потому следует призвать авторов идеи и исполнителей к ответственности по статье УК Кыргызской Республики «за разжигание межрелигиозной розни». Третья группа, позиционируя себя светскими гражданами, выступила против баннера, считая его грубой провокацией, которая может привести к столкновению граждан. Критики баннера отмечали, что он был развешен накануне визита канцлера Германии А. Меркель в Кыргызстан.

Через день стало известно, что баннер стал частью социальной рекламы за «сохранение культуры Кыргызстана от насаждения чужих ценностей», заказанной неким духовно-просветительским фондом «Патриоты Кыргызстана», инициативу которого поддержал лично Президент страны (на тот момент: Алмазбек Атамбаев).

Благодаря поддержке главы государства (в том числе и финансовой) такие баннеры появились и в других городах страны, а требования привлечь к ответственности за баннер стихли.53

Однако, несогласные с идеей баннера мусульмане продолжили свое сопротивление властной инициативе. Уже через несколько дней ответом на баннер стали разнообразные акции: неизвестные подожгли и порвали баннер в Сулюкте54, была организована кампания «ответа на баннер» (#Биз кайда баратабыз?), где мусульманки – девушки противопоставляли свой духовный выбор «бездуховности» светских женщин 55 , а также неизвестные заказчики произвели и разместили в Бишкеке альтернативные баннеры 56 , в котором светский образ современной женщины подавался как чуждый кыргызской женщине образец бездуховности, отсутствия морали.

Комиссия Гос. агентства антимонопольного регулирования изучила содержание баннеров «Кайран элим, кайда баратабыз?» и пришла к выводу, что «баннеры не противоречат требованиям законодательства о рекламе». Пресс-секретарь мэрии столицы заявила, что баннеры не призывают к разжиганию ненависти или насилию, поэтому нет никаких оснований их снимать.

Муфтият распространил в связи с появлением баннера официальное заявление, в котором говорилось: «Уважаемые мусульмане, самое большое богатство народа — мир и единство. ДУМК заявляет, что национальная одежда кыргызов соответствует всем религиозным канонам, а национальные ценности совпадают с мусульманскими. ДУМК считает, что баннер, установленный на улице, может навредить единству. Муфтият просит граждан не поддаваться на провокации и не выходить за рамки приличия».57

Уже через несколько дней баннеры «Кайран элим...» были заменены на фотографии группы кыргызстанских спортсменов из Национальной Олимпийской сборной, которые должны были отправиться на олимпиаду в Рио-де-Жанейро58. Общественные споры про баннеры стихли и впоследствии никем не актуализировались.