Русский | Кыргызча |
Содержание
Раздел 1.Права человека и принципы правозащитного подхода Раздел 2. Почему важен правозащитный подход ориентированный на гендерное равенство и справедливость (gender equality and gender equity) Раздел 3. Этика: общие рекомендации и аспекты в работе над материалами по правам человека Раздел 4. Базовые принципы гендерно-чувствительной коммуникации Раздел 5. Противодействие пропаганде насильственного экстремизма через медиа-грамотность Раздел 6. Как распознать пропаганду насильственного экстремизма и противодействовать ей? Раздел 7. Практикум: кейсы для тренингов
КЕЙС № 1. Похищение с целью принуждения к браку (кейс Бурулай) КЕЙС № 2. Марш 8 Марта КЕЙС № 3. Межнациональные отношения, гендер и националистические движения (кейс выступлений против кыргызско-китайских браков) КЕЙС № 4. Политика в Кыргызской Республике: между Исламом и «светскостью»? (кейс общественной дискуссии вокруг постера «Кайран эл») КЕЙС № 5. Кейс Гендерный режим и миграция

КЕЙС № 3. Межнациональные отношения, гендер и националистические движения (кейс выступлений против кыргызско-китайских браков)

Межнациональные отношения, гендер и националистические движения (кейс выступлений против кыргызско-китайских браков)

Время на изучение кейса:
60 минут

Необходимые ресурсы: раздаточный материал – описание текста кейса, одна медиа публикация по тематике и определение термина Интерсекциональность, флипчарты и маркеры.

A
Тренер раздает описание кейса (раздаточный материал) и просит участников в течение 3 минут прочитать его. Затем предложить ряд вопросов для предварительного обсуждения:
a
Что в конфликте с китайскими инвесторами является причинами и что триггерами45 конфликта и драйверами мира46? Почему вы так думаете?
b
Как вы думаете, почему инициаторами синофобских протестов выступили лидеры Кырк чоро? Случайно ли, что именно они выступают активно против феминистского движения, ЛГБТ сообщества?
B
Тренер предоставляет малым группам один из материалов по данной тематике и просит провести анализ того, насколько чувствительными к конфликту и гендерно-чувствительными являются подходы автора? Группам необходимо также ответить на следующие вопросы:
a
Как с вашей точки зрения журналист должен освещать конфликты такого рода – как патриот своего народа, как гражданин своей страны или как беспристрастный наблюдатель и регистратор конфликтных отношений? Аргументируйте.
b
Представители каких групп должны были получить возможность озвучить свои позиции, интересы и мнения о конфликте? Кто в реальности получил «голоса»? есть ли здесь необъективность?
c
Как представлены женщины и девушки в медиа публикации? Почему?
C
Тренер предлагает на основе материала разработать «карту стейкхолдеров», с указанием позиций и интересов, и степени вовлеченности в конфликтные события. (использовать материалы тренинга об инструментах анализа конфликта).
D
Тренер может использовать в комментариях к дискуссии о переплетении сексистского, националистского и классового концептов в описываемых конфликтах теоретические выводы Ювал-Дэвис, которая устанавливала пять путей вовлечения женщин в национальные проекты :47
a
«Женщины отвечают за биологическое воспроизводство членов этнических коллективов;
b
Они воспроизводят границы этнических/национальных групп;
c
Они играют центральную роль в идеологическом воспроизводстве коллектива и передаче его культуры;
d
Они являются носителями этнических/национальных различий — и, следовательно, объектом внимания и символом идеологических дискурсов, при помощи которых создаются, воспроизводятся и преобразуются этнические/национальные категории;
e
Они участвуют в национальной, экономической, политической и военной борьбе».

Раздатка с определением Интерсекциональности

Интерсекциональность (или теория пересечений) — это концепция пересечения различных форм или систем угнетения, доминирования или дискриминации. Термин был введен профессором Кимберли Креншоу в 1989 году. Суть понятия в том, что различные биологические, социальные и культурные категории, такие как гендер, раса, класс, состояние здоровья, сексуальная ориентация, каста и другие идентичности взаимодействуют друг с другом на множестве уровней. Расизм, сексизм, гомофобия, трансфобия, не действуют независимо друг от друга. Они взаимодействуют друг с другом, формируя систему угнетения, в которой действует множество видов дискриминации. Например, Гендер проникает в инвалидность; инвалидность влияет на класс; класс усугубляет насилие; насилие переплетается с сексуальной ориентацией; сексуальная ориентация накладывается на этническую принадлежность (...), и все это умещается в одном человеческом теле.48

Описание кейса

Антикитайские волнения в Кыргызстане эпизодически и локально случались еще с начала 2000 годов, и были связаны в основном с реализацией инфраструктурных проектов. С 2013 года антикитайские настроения стали усиливаться, например, один из источников недовольства граждан и митинги были направлены против строительства нефтеперерабатывающего предприятия «Джунда» в Кара-Балте, неоднократно вспыхивали конфликты между местными жителями и представителями китайских компаний, которые занимаются разработкой и разведкой различных месторождений. В 2014 году националистическая группа «Кырк чоро» провела несколько рейдов по выявлению нарушающих правила традиционной морали кыргызских девушек в барах и саунах, в ходе которых зафиксированы случаи рукоприкладства в отношении китайских граждан и девушек, по предположениям «чоро», оказывавшим интимные услуги иностранцам. В интервью медиа один из руководителей «чоро» сослался на меморандум о сотрудничестве своей организации с МВД, ГНБ и Генеральной прокуратурой Кыргызской Республики, в соответствие с которым они проводили «профилактику правонарушений».

В последние годы синофобские настроения усилились. Весной 2018 года в Казарма- не местные жители подожгли строящуюся уже два года золотоизвлекательную фабрику «Джи Эл Макмал Девелопинг». В январе 2019 г. в Бишкеке дважды, с интервалом в десять дней, состоялись митинги, где озвучивались следующие требования митингующих граждан к власти:

остановить присвоение гражданства Кыргызстана иностранцам и выдворить нелегально находящихся в Кыргызстане китайцев,

провести проверку по вопросам использования китайских кредитов,

препятствовать заключению браков между китайскими гражданами и кыргызскими девушками.

вернуть в общегражданский паспорт графу указания национальности.

Требование о запрете на браки между кыргызскими девушками и китайскими мужчинами обосновывались популярными в публичном дискурсе слухами о десятках тысяч женщин Кыргызстана, вышедших замуж за китайских граждан. Так, ряд СМИ в 2018 году прописали сведения о «30 тысячах китайских мигрантов, которые вступили в брак с кыргызскими девушками, чтобы облегчить процедуру получения гражданства»49 . Несмотря на то, что впоследствии официальные органы и политики озвучивали иные (разные) цифры50, в обществе закрепилась идея национальной «угрозы генофонду» кыргызов.

На форуме «diesel.elcat.kg» в тематическом обсуждении «Митинг в Бишкеке против китайцев», многие пользователи характеризовали их в основном как националистические и акцентировали внимание на тех требованиях митингующих, в которых говорилось о призывах не «выдавать кыргызских девушек за иностранцев», запретить въезд китайцев и т.п. Встречались и более резкие оценки митингующих за «фашизм», а власти обвинялись в попустительстве националистам. Участников форума волновал возможный ответ Китайской стороны на эти митинги, к примеру, закроет ли Китай свои границы. Отдельные пользователи высказывали мнения о том, что эти митинги ничто иное как «прощупывание власти» для организации более массовых мероприятий весной, а китайская тема – это своего рода предлог.51

Комментируя обвинения в отношении кыргызских девушек в готовности выходить замуж за китайских граждан, фем-активистка Рада Валентина кызы, заявила: «в стране процветают гендерные стереотипы, a идея о том, что кыргызская женщина может принадлежать только кыргызскому мужчине, все еще распространена среди населения. «Такая «забота» о чистоте кыргызского этноса приводит к ужасным последствиям – на девушку могут напасть за то, что она встречается с парнем другой национальности».52

45Триггер конфликта - внезапно срабатывающие факторы, вызывающие вспышку открытой (насильственной) фазы конфликта; непосредственные события, вызвавшие вспышку конфликта.

46Драйверы мира: то, что помогает сопротивляться насилию и эскалации; институты или действующие лица, которые продвигают мир.

47Нации и национализм / Б. Андерсон, О. Бауэр, М. Хрох. 2002, С. 308

48Источник: https://www.equalrightstrust.org/ertdocumentbank/Бен%20Смит1.pdf

49«Азия news» №7 от 22.02.2018

50Источник: http://inozpress.kg/news/view/id/53747 : «По слухам, около 60 тыс. киргизстанок уже предпочли китайских мужчин киргизским батырам. Однако на самом деле таких оказалось всего 60, об этом вчера на заседании парламента сообщила вице-премьер-министр Киргизии Алтынай Омурбекова».; https://rus.azattyk.org/a/29171844.html - Пресс-секретарь ГРС Мелис Эржигитов сообщил, что ведомство изучило данные о заключении браков с иностранцами с 2000 года: «В Кыргызстане зарегистрировано 195 фактов заключения брака с гражданами Китая».

51Источник: https://caa-network.org/archives/15113

52Источник: https://www.opendemocracy.net/ru/odr-ru/anti-kitaiskie-protesty-kyrgyzstan/