Русский | Кыргызча |
Содержание
Раздел 1.Права человека и принципы правозащитного подхода Раздел 2. Почему важен правозащитный подход ориентированный на гендерное равенство и справедливость (gender equality and gender equity) Раздел 3. Этика: общие рекомендации и аспекты в работе над материалами по правам человека Раздел 4. Базовые принципы гендерно-чувствительной коммуникации Раздел 5. Противодействие пропаганде насильственного экстремизма через медиа-грамотность Раздел 6. Как распознать пропаганду насильственного экстремизма и противодействовать ей? Раздел 7. Практикум: кейсы для тренингов
КЕЙС № 1. Похищение с целью принуждения к браку (кейс Бурулай) КЕЙС № 2. Марш 8 Марта КЕЙС № 3. Межнациональные отношения, гендер и националистические движения (кейс выступлений против кыргызско-китайских браков) КЕЙС № 4. Политика в Кыргызской Республике: между Исламом и «светскостью»? (кейс общественной дискуссии вокруг постера «Кайран эл») КЕЙС № 5. Кейс Гендерный режим и миграция

Раздел 6. Как распознать пропаганду насильственного экстремизма и противодействовать ей?

Содержание:

1. Признаки пропаганды насильственного экстремизма

2. Способы противодействия пропаганде насильственного экстремизма

Насильственный экстремизм возникает по совокупности разных причин, которые условно подразделяют на две группы:

Подталкивающие: такие факторы, как социальное неравенство, отсутствие шансов на образование, дискриминация, ущемление прав и свобод и проч.

Притягивающие: такие факторы, как эффектная пропаганда, убеждающая риторика и обещания получения финансовых, социальных или статусных преимуществ в случае присоединения к экстремистской группировке.

Существуют еще контекстуальные факторы такие, как, например, нестабильность в стране, коррупция, неработающее законодательство.27

Признаки пропаганды насильственного экстремизма

Пропаганда насильственного экстремизма преподносит посылы, адресованные потенциальной аудитории, в наиболее эффектном и привлекательном виде, зачастую опираясь на эмоции аудитории, используя манипуляцию фактами и искажение информации, когда заведомо ложные утверждения перемешаны с истинными.

Способы противодействия пропаганде насильственного экстремизма

«Противодействие насильственному экстремизму - это деятельность, направленная на убеждение отдельных людей или группы лиц отказаться от радикализации и вербовки в группировки воинствующих экстремистов и от использования идеологически мотивированного насилия для достижения социальных, экономических, религиозных или политических целей»28 .

Укрепление цифровой грамотности;

Проверка предоставленной информации (фактчекинг);

Опровержение сообщений с манипуляциями и фейковых сообщений;

Предоставление альтернативных посылов29;

Развитие и применение критического мышления. При наличии критического мышления сообщения, пропагандирующие насильственный экстремизм будут подвергаться критическому анализу30;

Посылы пропаганды насильственного экстремизма построены на смеси идеологических, политических, моральных и социальных нарративов, основанных на реальных или предполагаемых событиях. В итоге, зачастую предлагается упрощенная идеологическая картина с опорой на полуправду, дезинформацию и теории заговора, с акцентом на эмоциональное вовлечение людей.31

Для того, чтобы этому противодействовать, в своих нарративах журналисты и представители пресс-служб государственных органов могут декомпозировать сообщения с призывами к насильственному экстремизму: выявлять те их части, которые являются правдой и указывать на преувеличения или искажения событий, а также на ложную информацию. Верификация источников информации и распространение контр-сообщений также являются способами борьбы с пропагандой насильственного экстремизма.

Помимо разоблачений сообщений с пропагандой насильственного экстремизма, аудитории нужно предлагать альтернативный нарратив с позитивным подходом. Это включает в себя коммуникацию с посылами «за» что-либо конструктивное, нежели «против» кого-либо. Такого рода коммуникация не будет являться явно контр-сообщением, направленным на опровержение пропаганды экстремизма, но будет скорее освещать позитивные возможности мирного сосуществования разных мнений и убеждений.32

Коммуникация в социальных сетях может служить инструментом пропаганды насильственного экстремизма, способствующим процессу радикализации в сочетании с другими вышеупомянутыми факторами. Профилактика пропаганды насильственного экстремизма осуществлялась и осуществляется в разных частях мира, и профилактические инициативы можно разделить на две категории: альтернативная / контрпропаганда и медийная и информационная грамотность (МИГ).33

К первой категории можно отнести проактивную работу по профилактике радикализма. Этот подход с использованием контр нарративов использовался в профилактической кампании «Поговорим о джихаде»34. Данная кампания была разработана курсантами Военной академии США для профилактики радикализации, одной из приоритетных целевых групп являлись колеблющиеся, находящиеся в поисках своего пути люди, ищущие ответы на свои вопросы в Интернете. В отношении таких людей важна превентивная коммуникация, как часть работы по предотвращению вербовки в экстремистские группы. В рамках кампании «Поговорим о джихаде» было установлено четыре цели35, которые могли бы помочь категориям колеблющихся людей (в контексте кампании их обозначали термином «сидящие на заборе»):

1
Создать возможность для находящихся в группе риска стать участником серьезных идеологически умеренных разговоров.
2
Организовать интернет-сообщество, понимающее потребности членов группы риска, и ведущее обсуждения с учетом этих потребностей.
3
Создать место для анонимного обсуждения, где можно изучать интересующие вопросы, спрашивать и учиться, не раскрывая своей личности.
4
Поощрять диалог с участием имеющих религиозное образование членов сообщества, чтобы они могли выступать в качестве наставников и в сочетании со свободой выражения мнений обеспечивать мирные религиозные дискуссии и поведение.

Профилактическая коммуникационная кампания должна создавать реальные интернет-сообщества заинтересованных людей, которые будут независимо друг от друга генерировать положительные, де-радикалистские сообщения. Таким образом, умеренно настроенные пользователи интернета смогут начать противодействовать тысячам тех, кто ежедневно использует Интернет для содействия насильственному экстремизму. Такая кампания должна активно привлекать общественных и религиозных лидеров в Интернете. Необходимы эксперты, которые могут лично взаимодействовать с целевой группой и быть убедительными в ответах на вопросы, задающиеся в том же медиа-пространстве, в котором действуют экстремистские вербовщики.

Один из важных уроков реализации коммуникационной профилактической кампании это понимание того, что целевым группам не следует говорить, что им следует делать. Отказ от радикализации является личным выбором, который может быть сделан на основе разговоров, предоставленной информации и чувства сопричастности к сообществу, свободному от осуждений. И, наконец, чувство сопричастности должно быть устойчивым: после привлечения внимания колеблющихся людей им необходимо предоставить ощутимую альтернативу радикализации, например, призвать к творческой интерпретации определения джихада в кампании и альтернативному мнению, основываясь на уважении к взглядам и позициям других людей.

Как успешный инструмент контрнарратива можно упомянуть проект «redirectmethod.org», где на основе поисковых запросов люди перенаправляются на оригинальные видео и свидетельства, опровергающие пропагандистские материалы по насильственному экстремизму.36 Подобный подход с отсылками к исходным материалам, видео и свидетельствам с опровержениями сообщений экстремистской пропаганды может использоваться и в работе СМИ, а также пресс-служб.

Под категорию медийная и информационная грамотность (МИГ), подпадают подходы, имеющие системный, долгосрочный и всесторонний характер, с учетом педагогических, политических и социологических аспектов.37 В число инициатив МИГ входят проекты по работе с учителями по цифровой грамотности, создание открытых массовых онлайн-курсов (MOOC), во многом нацеленные на молодежь и предназначенные для работы в классах. Успешные проекты по обучению учителей и молодежи медийной грамотности, как инструмента, способствующего межкультурному диалогу и разрешению конфликтов, существуют в рамках образовательных инициатив и могут осуществляться в партнерстве с вузами и другими образовательными учреждениями.38

27Методическое пособие по предотвращению насильственного экстремизма (название оригинала: A Teacher’s Guide on the Prevention of Violent Extremism). Стр. 12-13. Опубликовано в 2016 г. Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, 7, Place de Fontenoy, 75352, Paris 07 SP, France © UNESCO, 2016. Данная публикация предлагается в открытом доступе под лицензией Attribution-ShareAlike 3.0 IGO (CC-BY-SA 3.0 IGO) (http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0/igo/). Публикация доступна на 13 августа 2020, URL: https://gcedclearinghouse.org/sites/default/files/resources/160009rus.pdf)

28Противодействие насильственному экстремизму: вводное руководство по концепциям, разработке программ и передовой практике, адаптировано для Центрально-Азиатского региона, издание на русском языке (НКО «Поиск общих интересов», 2019 г.). Стр. 12. Текст подготовил: Даллин Ван Лёвен; Рецензенты: Лена Слахмюльдер, Ирэнэ Бельмонте, Карлотта Нанни, Кристина Маттеи, Сара Зайгер, Лайла Эль-Сайед, Уедад Аль-Хассен, Эмиль Жээнбеков, Кенешбек Сайназаров, Индира Асланова, Майя Джиззини, Лакшитха Саджи Прелис и Солви Карлссон. Дизайн и верстка издания: Мелисса Пей, Данная работа распространяется на условиях международной лицензии AttributionNonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License. (публикация доступна на 13 августа 2020, URL: https://www.sfcg.org/countering-violent-extremism/SFCG-Countering_Violent_Extremism-An_Introductory_Guide_Russian.pdf)

29Rachel Briggs, Sebastien Feve, Policy Briefing: Countering The Appeal of Extremism online, стр. 3. © Institute for Strategic Dialogue, 2014. Публикация доступна на 13 августа 2020, URL: https://www.dhs.gov/sites/default/files/publications/Countering%20the%20Appeal%20of%20Extremism%20Online_1.pdf

30Методическое пособие по предотвращению насильственного экстремизма (название оригинала: A Teacher’s Guide on the Prevention of Violent Extremism). Стр. 15. Опубликовано в 2016 г. Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, 7, Place de Fontenoy, 75352, Paris 07 SP, France © UNESCO, 2016. Данная публикация предлагается в открытом доступе под лицензией Attribution-ShareAlike 3.0 IGO (CC-BY-SA 3.0 IGO) (http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0/igo/). Публикация доступна на 13 августа 2020, URL: https://gcedclearinghouse.org/sites/default/files/resources/160009rus.pdf)

31Rachel Briggs, Sebastien Feve, Policy Briefing: Countering The Appeal of Extremism online, стр. 6. © Institute for Strategic Dialogue, 2014. Публикация доступна на 13 августа 2020, URL: https://www.dhs.gov/sites/default/files/publications/Countering%20the%20Appeal%20of%20Extremism%20Online_1.pdf)

32Там же, стр. 13-14

33Серафин Алава, Дивина Фрау-Мейгс, Гайда Хасан при сотрудничестве Хасна Хуссейна и Юаньюань Вэй, «Молодежь и насильственный экстремизм в социальных медиа: сопоставление исследований». Стр.41. Опубликовано в 2019 году Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, по адресу: 7, Place de Fontenoy, 75352 Paris 07 SP, France. (Париж, Франция) © ЮНЕСКО 2019 г. ISBN: 9-789234-000284 Эта публикация доступна в открытом доступе по лицензии IGO Attribution-ShareAlike 3.0 (CC-BY-SA 3.0 IGO) (http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0/igo/). Оригинальная версия: Youth and Violent Extremism on Social Media опубликована в 2017 г. Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.

34Per Conrocdiam, Журнал по проблемам безопасности и обороны Европы, стр. 36, том 7, номер 4, 2016. Публикация доступна на 13 августа 2020, URL: https://globalnetplatform.org/system/files/per_condordiam_v7n4_rus.pdf

35Там же, стр. 38.

36Данный метод описан на вебсайте https://redirectmethod.org/.

37Серафин Алава, Дивина Фрау-Мейгс, Гайда Хасан при сотрудничестве Хасна Хуссейна и Юаньюань Вэй, «Молодежь и насильственный экстремизм в социальных медиа: сопоставление исследований». Стр. 45. Опубликовано в 2019 году Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, по адресу: 7, Place de Fontenoy, 75352 Paris 07 SP, France. (Париж, Франция) © ЮНЕСКО 2019 г. ISBN: 9-789234-000284 Эта публикация доступна в открытом доступе по лицензии IGO Attribution-ShareAlike 3.0 (CC-BY-SA 3.0 IGO) (http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0/igo/). Оригинальная версия: Youth and Violent Extremism on Social Media опубликована в 2017 г. Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.

38Там же, стр. 47.