Русский | Кыргызча |
Содержание
Раздел 1.Права человека и принципы правозащитного подхода Раздел 2. Почему важен правозащитный подход ориентированный на гендерное равенство и справедливость (gender equality and gender equity) Раздел 3. Этика: общие рекомендации и аспекты в работе над материалами по правам человека Раздел 4. Базовые принципы гендерно-чувствительной коммуникации Раздел 5. Противодействие пропаганде насильственного экстремизма через медиа-грамотность Раздел 6. Как распознать пропаганду насильственного экстремизма и противодействовать ей? Раздел 7. Практикум: кейсы для тренингов
КЕЙС № 1. Похищение с целью принуждения к браку (кейс Бурулай) КЕЙС № 2. Марш 8 Марта КЕЙС № 3. Межнациональные отношения, гендер и националистические движения (кейс выступлений против кыргызско-китайских браков) КЕЙС № 4. Политика в Кыргызской Республике: между Исламом и «светскостью»? (кейс общественной дискуссии вокруг постера «Кайран эл») КЕЙС № 5. Кейс Гендерный режим и миграция

Раздел 5. Противодействие пропаганде насильственного экстремизма через медиа-грамотность

Содержание:

1. Глоссарий

2. Видеоурок «Понятие конфликта, радикализации и экстремизма»

3. Теоретические основы противодействия пропаганде насильственного экстремизма через медиа грамотость

4. Законодательство и ответственность

5. Техники распознавания и противодействия пропаганде насильственного экстремизма через медиаграмотность

Признавая значимость гендерных аспектов конфликта, международное сообщество создало международную нормативную базу о женщинах, мире и безопасности для устранения негативных последствий конфликта для женщин и девочек, и расширения участия женщин на всех уровнях мирных процессов. В октябре 2000 года Совет Безопасности Организации Объединенных Наций принял Резолюцию 1325 «Женщины, мир и безопасность», в которой признается различие, и даже уникальное воздействие вооруженных конфликтов на женщин.

Резолюция 1325 СБ ООН представляет собой политическую основу, которая демонстрирует, как принятие гендерной перспективы необходимо для достижения устойчивого мира. Резолюция подтверждает, что женщины играют важную роль в предотвращении и разрешении конфликтов, мирных переговорах, миростроительстве, поддержании мира, гуманитарной помощи ответ и в постконфликтной реконструкции.

После принятия Резолюции 1325 были приняты и другие нормативные документы22, которые направлены на укрепление мира и безопасности с учетом гендерного подхода.

Важнейшими в вопросах мира и безопасности являются понятия конфликта и насилия. В таблице ниже детально представлены различия между конфликтом и насилием.

Конфликт – это неизбежный аспект социальных изменений, выражение неоднородности интересов, ценностей и убеждений, которые порождены социальными изменениями и окружающей средой. Не все конфликты становятся насильственными. Насилие является лишь одним из способов проявления или выражения эскалации конфликта. Насилие состоит из действий, слов, отношения, структур или систем, которые вызывают физический, психологический, социальный либо экологический ущерб и/или не позволяет людям в полной мере реализовать свой человеческий потенциал.

Конфликты могут выражаться конструктивно, ненасильственными средствами, такими как диалог и совместное решение проблем. То есть насилие не является необходимым и не является неизбежным, а это означает, что насилие можно предотвратить.

Конфликт Насилие
Конфликт является нормальной частью человеческого общения. Насилие не является нормальным способом общения и взаимодействия.
Конфликт является неизбежным аспектом социальной реальности и человека взаимодействие. Насилие не является неизбежным. Это можно предотвратить или избежать.
Цель конфликта - сообщить о несогласии и конкурирующие интересы и цели. Целью насилия является унижение и нанесение вреда другим.
Конфликт может быть решен путем сотрудничества, решения проблем и компромисса. Можно найти беспроигрышные и интегративные решения конфликта, которые будут удовлетворять интересы сторон. Когда применяется насилие, беспроигрышный исход невозможен.
Хотя конфликтные отношения отличаются от контекста к контексту, они могут включать несправедливые отношения власти, конфликт может произойти в контексте равного баланса сил между сторонами. Ключевой признак насилия – неравный баланс сил между сторонами конфликта.
Конфликт может иметь положительные результаты. Насилие всегда сопровождается разрушением и утратами.
Насилие имеет стадии, уровни и причины, которые не обязательно приводят к прямому противостоянию Хотя насилие имеет стадии, уровни и причины, оно, как правило, характеризуется повторяющимся негативным поведением, которое не носит конструктивного характера.

В понимании конфликтов и насилия одна из ключевых теорий разработана норвежским социологом Йоханом Галтунгом. Он назвал свою концепцию теорией структурного насилия. В основе теории Галтунга - понятие «треугольника насилия», в котором есть «видимая часть» (насильственное поведение, прямое насилие) и «невидимая часть».

Невидимая часть включает культурные установки и убеждения и структурную часть — противоречия, формируемые социальной структурой.

Насилие называется прямым, если оно кем-то осуществляется. Единичные акты прямого насилия исходят из политических решений и экономических сделок. Политические и экономические структуры взаимно определяют друг друга. Но за ними — культура, которая легитимизирует одни действия и делегитимизирует другие.

Культурное насилие — совокупность мифов, толкований побед и поражений и всего того, что служит оправданию прямого насилия. Оно отличается использованием стереотипов, ярлыков, дегуманизирующих врага (сравнение с животными, болезнями, дьяволом) и характерной для конфликта поляризацией (кто не с нами, тот против нас). Даже мнение о полезности насилия, по мнению Галтунга, само по себе порождает культуру насилия, отрицание мысли о том, что социальные структуры могут быть изменены только насилием. Это становится тезисом культуры насилия. Непрямое — структурное насилие зависит не от мнений, а от самой социальной структуры (отношений между людьми, обществами, группами, союзами, регионами). Непрямое насилие исходит из объективных структурных отношений в обществе. Две основные формы внешнего структурного насилия хорошо известны из политики и экономики — репрессия (подавление) и эксплуатация. За всем этим стоит культурное насилие: символические системы — религиозная, идеологическая, языковая, научная, правовая, СМИ, образовательная — выполняют функцию легитимизации прямого и структурного насилия.24

Выход из этой культуры, по мнению Галтунга, заключается в демократии, политике ненасилия, культуре мира, диалоге. Галтунг различает негативный и позитивный мир.

Негативный мир - это положение, которое характеризуется отсутствием насильственных конфликтов, НО при котором:

Отсутствует справедливость, например, происходят нарушения прав человека, слабо либо отсутствует верховенство права

Отсутствует равенство, например: существует дискриминация, социальная, политическая или экономическая маргинализация

Другие виды насилия, которые могут быть не столь заметными, например, физическое или вербальное насилие, либо угроза насилием в семье и в школе.

Данное положение нельзя назвать позитивным и устойчивым миром, и при отсутствии решения проблем, эта ситуация может оставаться в латентном состоянии, закладывая основу для новых циклов насильственного конфликта.

Позитивный мир – это положение, при котором отсутствует насилие, а также существует социальная справедливость, что означает, что каждый член сообщества (вне зависимости от гендера, возраста, состояния здоровья, благосостояния, этнической или религиозной принадлежности) ощущает:

Политическую свободу и участие

Свободу от страха и опасности

Равный доступ к правосудию, услугам, средствам к существованию и ресурсам

Прозрачное и подотчетное управление

Наличие механизмов рассмотрения жалоб и разрешения споров

В меньшей степени зависимость от/наличие способов справиться с внешними потрясениями.

Режим отсутствия справедливости, правосудия, равенства и распространения культуры насилия обуславливает появление таких явлений как радикализм, насильственный экстремизм и ведет к терроризму.

Для анализа конфликта существует ряд аналитических инструментов, среди которых базовыми являются «дерево проблем» и «карта стейкхолдеров. Анализ конфликта важно проводить каждому медийному сотруднику, чтобы ясно понять самому и помочь понять аудитории:

У конфликта не одна причина; как правило, это сочетание различных факторов.

Помогает понять взаимодействие между различными драйверами и игроками.

Позволяет решениям, которые кто-то продвигает либо поддерживает, фокусироваться на драйверах конфликта и оказывать более эффективное воздействие

Дерево проблем – инструмент, модель анализа (конфликта), который позволяет сформулировать проблемы и установить причинно-следственные связи между ними. Модель «дерево проблем» является моделью проблемной ситуации, которая состоит из корня, ствола и кроны. Корень – это «корни» проблемы, причины, по которым она возникла и которые обуславливают ее существование. Если обрубить корни, реальное дерево умрет. Если устранить причины модели дерева проблем, проблема исчезнет. Ствол – это собственно описание проблемы или та центральная проблема, которую предлагается найти в самом начале. А крона – это те последствия, к которым приводит ее существование. Если обрубить крону дерева, то ствол все равно будет стоять - проблема на исчезнет.

Карта стейкхолдеров - способ анализа и наглядного отображения (визуализации) разных интересов, позиций и отношений всех игроков (сторон конфликта).

В законодательстве Кыргызской Республики нет четкого определения понятия «радикализм, радикализация».

Законодательство и ответственность.

Несмотря на то, что общепринятого единого определения экстремизма в международном праве не существует, этот термин используется на международном уровне и в законодательствах многих государств, включая Кыргызстан.

В Кыргызской Республике существует ряд законодательных актов, определяющих ответственность за пропаганду насильственного экстремизма, распространение материалов насильственного экстремизма и проч.25

Экстремистская деятельность (экстремизм) - это:
1)  деятельность общественных объединений или религиозных организаций либо иных предприятий, организаций и учреждений, а также средств массовой информации независимо от форм собственности, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных: на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Кыргызской Республики; на подрыв безопасности Кыргызской Республики; на захват или присвоение властных полномочий; на создание незаконных вооруженных формирований; на осуществление террористической деятельности; на возбуждение расовой, национальной (межэтнической) или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; на унижение национального достоинства; на осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной (этнической) или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы; на пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной (этнической), религиозной или языковой принадлежности;

2)  пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходной с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

2-1)  пропаганда атрибутики или символики экстремистской организации;

3)  публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий;

4)  финансирование указанной деятельности либо иное содействие ее осуществлению или совершению указанных действий, в том числе путем предоставления для осуществления указанной деятельности финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально-технических средств.

( Закон Кыргызской Республики № 150 «О противодействии экстремистской деятельности» от 17 августа 2005, ст.1)

Религиозный экстремизм – приверженность к насилию, к радикальным действиям, направленным на неконституционное изменение существующего строя, нарушение целостности и безопасности государства, общества и личности с использованием религиозной риторики. ( Концепция государственной политики Кыргызской Республики в религиозной сфере на 2014-2020 годы).

В Концепции государственной национальной политики различается экстремизм политический, этнический и религиозный.

1
Политический - стремится к радикальному изменению государственного строя и существующего политического режима;
2
Этнический - ориентирован на защиту интересов определенной нации, на утверждение ее привилегированного положения и превосходства;
3
Религиозный - проявляется в нетерпимости к представителям других религий.

Несмотря на то, что в законодательстве Кыргызской Республики нет официального определения понятий Радикализм, радикализация, эти термины активно используются в отдельных НПА, в частности: в Законе Кыргызской Республики от 31 декабря 2008 года No 282 О свободе вероисповедания и религиозных организациях в Кыргызской Республике; в Плане Мероприятий по реализации Программы Правительства Кыргызской Республики по противодействию экстремизму и терроризму на 2017-2022 годы и пр.

Радикализм — обобщающая категория, отражающая стремление к коренным переменам, включающая идеологические цели и средства их достижения.26

22По состоянию на 2018 год было принято 8 резолюций СБ ООН

23Handbook for Reporters on Women, Peace and Security: Practicing Gender-responsive Reporting In Conflict Affected Countries In Africa. https://www.unwomen.org/http:/awctn.unwomen.org/en

24Н. Федотова. Конфликты, идентичность и диалог. Гуманитарные науки: теория и методология. 2011 №3

25Более недавние редакции законодательных актов по противодействию экстремизму отражены в Законе Кыргызской Республики “О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере противодействия терроризму и экстремизму (источник на 7 июня 2019: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/111441?cl=ru-ru)

26Лопушанский, И. Н. Радикализм: теория и практика : учебное пособие для магистратуры / И. Н. Лопушанский. — 2-е изд., перераб. и доп. — Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2016. — 48 с. Источник: http://www.procuror.spb.ru/izdanija/2016_03_03.pdf