Русский | Кыргызча |
Содержание
Раздел 1.Права человека и принципы правозащитного подхода Раздел 2. Почему важен правозащитный подход ориентированный на гендерное равенство и справедливость (gender equality and gender equity) Раздел 3. Этика: общие рекомендации и аспекты в работе над материалами по правам человека Раздел 4. Базовые принципы гендерно-чувствительной коммуникации Раздел 5. Противодействие пропаганде насильственного экстремизма через медиа-грамотность Раздел 6. Как распознать пропаганду насильственного экстремизма и противодействовать ей? Раздел 7. Практикум: кейсы для тренингов
КЕЙС № 1. Похищение с целью принуждения к браку (кейс Бурулай) КЕЙС № 2. Марш 8 Марта КЕЙС № 3. Межнациональные отношения, гендер и националистические движения (кейс выступлений против кыргызско-китайских браков) КЕЙС № 4. Политика в Кыргызской Республике: между Исламом и «светскостью»? (кейс общественной дискуссии вокруг постера «Кайран эл») КЕЙС № 5. Кейс Гендерный режим и миграция

Раздел 3. Этика: общие рекомендации и аспекты в работе над материалами по правам человека

Содержание:

1. Принципы и стандарты интервьюирования для освещения тем по правам человека

2. Как писать гендерно-чувствительные тексты для медиа

Необходимы тактичность и чуткость

Учет сопутствующих обстоятельств, таких как гендер героев, возможный ВИЧ/СПИД, права детей, уязвимость членов семей героев – руководствуясь принципом «не навредить».

Помните, что журналист после создания материала уедет, а герои историй будут продолжать жить в том же месте и среди того же окружения

Гендерные аспекты: способны ли Вы работать в смешанной группе журналистов, нет ли с Вашей стороны предвзятости?

Достаточно ли Вы нейтральны и непредвзяты при освещении выбранной темы?

При интервьюировании героев материалов по правам человека:13

Обращайте внимание на подходы и журналистские техники, которые наилучшим образом подходят к вопросам освещения гендерных проблем. Получит ли журналист-мужчина такие же ответы, как и журналистка при освещении проблем дискриминации женщин? И наоборот, будет ли мужчина откровенен в интервью на чувствительную тему если брать это интервью будет женщина?

Предпочтительно проводить интервью с глазу на глаз с героем. При групповых интервью люди могут влиять друг на друга и быть менее откровенными.

Объясняйте героям общественную важность проблемы, которую Вы стараетесь показать через историю героев.

Первоочередно договоритесь с героем о том, как его/ее представлять в материале, либо об анонимности.

Что и когда было сказано? Уточняйте и переспрашивайте, используйте также перекрестную проверку информации.

Интервью может быть травматичным как для интервьюируемых, так и для журналиста.

У Вас может собраться много информации, следите за тем, что говорит Ваш собеседник и делайте пометки, определяющие что интервьюируемые согласны опубликовать под своим именем, что они позволяют опубликовать анонимно, и что не предназначено для публикации (off-record).

СОВЕТЫ ПО ОСВЕЩЕНИЮ ТЕМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

В освещении вопросов прав человека необходимо учитывать следующие аспекты:

Связь с правами человека

Необходимы тактичность и чуткость

Учет сопутствующих обстоятельств, таких как гендер героев, возможный ВИЧ/СПИД, права детей, уязвимость членов семей героев – руководствуясь принципом «не навредить».

Недискриминация

Необходимы тактичность и чуткость

Учет сопутствующих обстоятельств, таких как гендер героев, возможный ВИЧ/СПИД, права детей, уязвимость членов семей героев – руководствуясь принципом «не навредить».

Помните, что журналист после создания материала уедет, а герои историй будут продолжать жить в том же месте и среди того же окружения

Вопросы к себе:
1
Каковы властные отношения между мной и человеком, которого я интервьюирую?
2
Могут ли они быть опасаться меня?
3
Отвечают ли они мне то, что, как они полагают, я хочу услышать?
4
Что я могу сделать, чтобы они почувствовали себя комфортно?

Если Вы интервьюируете более одного человека одновременно, имейте в виду динамику властных отношений между интервьюируемыми. Может ли кто-либо из них почувствовать себя некомфортно, высказывая свою позицию перед другими людьми? Подумайте о людях, которые дают интервью. Принадлежат ли они к одной этнической группе? Одному гендеру? Одинаковый ли у них социо-экономический статус? Если Вы не уверены совсем и Вам необходимо провести групповое интервью или необходимо провести интервью в присутствии других людей, постарайтесь обеспечить однородность группы людей: одинаковый гендер, этничность, возраст, социально-экономический статус, и т.п.14

СОВЕТЫ ПО ГЕНДЕРНО-ЧУВСТВИТЕЛЬНОМУ ИНФОРМИРОВАНИЮ

Обратите внимание на сбалансированность информации о мужчинах и о женщинах, как в числе героев, так и в числе экспертов. Отдельного внимания заслуживает разнообразие среди героев, в особенности, из числа тех, кто почти «невидим» для медиа (например, женщины старшего возраста).

Обратите внимание на представленность мужчин и женщин из разных сфер, в том числе таких, где мужчины представляют большинство (например, политика и правительство, экономика и бизнес, оборона и конфликты, наука и технологии, спорт и проч.)

Обратите внимание на равную представленность женщин и мужчин, как источников, мнений и экспертов в новостях. В частности, включайте женщин в число экспертов и профессионалов, но не только «обычных» граждан или жертв каких-либо происшествий.

Обратите внимание на количество материалов, посвященных женщинам или их проблемам (например, жестокость по отношению к женщинам, их права, достижения и проч.).

Также, необходимо освещать вопросы гендерного равенства и неравенства, материалы о конкретных случаях, соответствующих политических и законодательных вопросах и программах, поддерживающих гендерное равенство.

Свобода от гендерных стереотипов и многомерность в СМИ
Избегайте стереотипы в своей работе, в том числе, сексистские интерпретации и роли женщин и мужчин в обществе. Более того, не делайте предположений, основываясь на гендерной принадлежности героев или действующих лиц, в том числе, изображая традиционные «фемининно-маскулинные характеристики и мужские-женские роли». Постарайтесь избегать профессиональную стереотипизацию по гендерному признаку, например, такого рода: фермеры - мужчины, а учителя начальных классов - женщины или женщины - домохозяйки и хранительницы очага).
Используйте гендерно-чувствительный язык15
Старайтесь использовать гендерно-чувствительный язык: говоря о какой-либо профессии или в случаях обобщения, кроме местоимения «он», старайтесь, где это уместно, указывать и «она» («если студент(-ка) учится хорошо, он/а добьется успеха», «высококвалифицированный пианист (-ка)). Ищите альтернативы гендерно-стереотипичным клише, как по отношению к женщинам, так и по отношению к мужчинам. Например, описывая женщину, избегайте таких выражений, как «хрупкая девушка» или «лучшая половина», когда описываете чью-либо супругу. Описывайте женщин, как самоценных людей, безотносительно их семейных или личных связей. Старайтесь избегать изображения женщин, в качестве «приложения» к их мужьям16

ПРОВЕРЬТЕ СВОЙ МЕДИА-ПРОДУКТ НА ГЕНДЕРНУЮ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ!

Кто источник информации?

Сколько источников из государственных органов и сколько из бизнес-корпораций?

Сколько их них принадлежат к прогрессивным группам, защищающим общественные интересы?

Сколько среди них женщин?

Сколько среди них представителей меньшинств?

С какой точки зрения написан/создан материал?

Чьим интересам ваш материал служит?

Совпадают ли эти интересы с интересами правительства?

Совпадают ли эти интересы с интересами бизнес-корпораций?

Служит ли материал интересам общества? Какой его части?

Есть ли двойные стандарты в этом материале?

Есть ли противоречивые стандарты? Например, одиноким отцам часто сочувствуют, тогда как одинокие матери слышат, что они «заслужили» трудности в жизни.

Есть ли в вашем материале стереотипы?

Как освещаются отдельные группы в этой истории?

Есть ли какие-то характеристики, которые всегда придаются каким-либо отдельным группам людей?

Используется ли достаточно объективный язык, чтобы не влиять на общественное мнение?

Достаточно ли язык объективен, чтобы аудитория могла сформировать свое мнение? Подана ли информация в контексте?

Подана ли информация в контексте таким образом, чтобы читатель сам мог сформировать свое мнение?

Подходит ли графика или фотографии содержанию?

Не противоречат ли изображения содержанию?

Не влияют ли они на изменение восприятия содержания материала аудиторией?17

13Правозащитный подход к журналистике: обучающее руководство, Вьетнам (The human rights-based approach to journalism: Training manual Viet Nam). С. 32-34. Редакторы: Gabrielle Beman, Daniel Calderbank; издатель: UNESCO Asia and Pacific Regional Bureau for Education - Бангкок, 2008 - ISBN: 978-92-9223-228-3 - URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000179185. - Текст : электронный (перевод с английского языка).

14Правозащитный подход к журналистике: обучающее руководство, Вьетнам (The human rights-based approach to journalism: Training manual Viet Nam). С. 26-27. Редакторы: Gabrielle Beman, Daniel Calderbank; издатель: UNESCO Asia and Pacific Regional Bureau for Education - Бангкок, 2008 - ISBN: 978-92-9223-228-3 - URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000179185. - Текст : электронный (перевод с английского языка).

15Руководство по гендерно-чувствительному освещению (Guidelines for Gender Sensitive Reporting). Автор: Anita Ramšak. Издатель: Institut Za Javnu Politiku (источник: http://www.ekvilib.org/wp-content/uploads/2017/06/en_GUIDELINES_FOR_GENDER_SENSITIVE_REPORTING.pdf)

16Там же.

17Там же. С. 6.