Русский | Кыргызча |
Содержание
Раздел 1.Права человека и принципы правозащитного подхода Раздел 2. Почему важен правозащитный подход ориентированный на гендерное равенство и справедливость (gender equality and gender equity) Раздел 3. Этика: общие рекомендации и аспекты в работе над материалами по правам человека Раздел 4. Базовые принципы гендерно-чувствительной коммуникации Раздел 5. Противодействие пропаганде насильственного экстремизма через медиа-грамотность Раздел 6. Как распознать пропаганду насильственного экстремизма и противодействовать ей? Раздел 7. Практикум: кейсы для тренингов
КЕЙС № 1. Похищение с целью принуждения к браку (кейс Бурулай) КЕЙС № 2. Марш 8 Марта КЕЙС № 3. Межнациональные отношения, гендер и националистические движения (кейс выступлений против кыргызско-китайских браков) КЕЙС № 4. Политика в Кыргызской Республике: между Исламом и «светскостью»? (кейс общественной дискуссии вокруг постера «Кайран эл») КЕЙС № 5. Кейс Гендерный режим и миграция

Раздел 2. Почему важен правозащитный подход ориентированный на гендерное равенство и справедливость (gender equality and gender equity)

Содержание:

1. Глоссарий

2. Видеоурок «Обсуждение понятий “конфликт”, “насилие» и «гендерная дискриминация»

3. Гендерные стереотипы в медиа и примеры публикаций в кыргызстанских СМИ

4. Гендерно-чувствительное освещение и противодействие стереотипам

«Гендер» - термин, обозначающий социально сконструированные роли мужчин и женщин.

Эти роли могут быть определены социальным, политическим, экономическим и культурными убеждениями и контекстом. Во многих частях мира женщины привязаны к “женским” ролям и ограничены своих в возможностях и ответственности в доме и домохозяйстве, таким образом, выпадая из возможностей получения образования и других прав, таких, как свобода выражения и прочие. В таких случаях, голоса женщин могут быть заглушены в общественном пространстве и в других сферах их жизни. Убеждения о “женских ролях” в обществе могут привести к значительным нарушениям прав женщин, включая такие базовые права человека, как право на здравоохранение, недискриминацию, вовлеченность в общественную жизнь и равенство возможностей. Когда женщинам отказывают в свободе слова, это сразу становится ограничением их прав, и, соответственно, статус женщин понижается в структуре социальной власти. Эта потеря власти напрямую влияет на общее право женщин на средства к существованию, на образование и свободу от жестокого обращения, и одновременно значительно увеличивает шансы нарушения этих прав среди женщин.5

Все международные договоры о правах человека – от Всеобщей Декларации прав человека до Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП) и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП), включают положение о равенстве мужчин и женщин, но этого оказалось недостаточно для ликвидации дискриминации в отношении женщин.

Несмотря на принятие МПГПП и МПЭСКП в середине 1960-х годов, серьезные формы дискриминации в отношении женщин до сих пор – общая практика во всем мире. Поэтому на глобальном уровне была разработана Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ)6 с упором на ликвидацию дискриминации в отношении женщин в широком смысле. Принимая данный договор в 1979 году, Государства признали необходимость обращения особого внимания на права женщины в контексте прав человека. В КЛДЖ дается четкое определение дискриминации в отношении женщин и описание действий, которые должны предприниматься Государствами для предотвращения дискриминации в отношении женщин. Хотя сегодня, три десятилетия спустя после принятия этой конвенции, все еще существует разрыв между уважением прав женщин в риторике и на практике – КЛДЖ обеспечивает прочную основу для требования справедливости и равенства для женщин всего мира.

Другой документ, ратифицированный Кыргызской Республике в русле приверженности правам человека, гендерного равенства, Пекинская платформа действий, которая одним из 12 направлений по продвижению гендерного равенства рассматривает «Женщины и СМИ».

В рамках данного направления четко сформулировано, что тему «Женщины и СМИ» следует рассматривать в нескольких аспектах:
1
Представленность женщин в средствах массовой информации, в том числе представленность женщин на руководящих должностях и среди владельцев СМИ, определяющих повестки медиа.
2
Образы женщин в журналистских и рекламных материалах (как именно транслируются женские образы в СМИ).
3
Представленность интересов женщин в СМИ как социальной группы и доступ разных групп женщин к медиа каналам.

Гендерное равенство (gender equality) - это равная оценка обществом схожести и различия между женщинами и мужчинами, различных социальных ролей, которые они играют, это обладание женщинами и мужчинами равным статусом посредством равных условий для реализации прав и потенций человека.

Гендерная справедливость (gender equity) - это процесс справедливого отношения к женщинам и мужчинам, что требует специальных мер для компенсации исторических и социальных упущений, невыгодного положения, которые мешают женщинам и мужчинам занимать равные позиции. Гендерная справедливость ведет к равенству7.

Вопросы гендерно-чувствительной информации и медийных образов являются краеугольным камнем и национального законодательства. В частности, в Стратегии по достижению гендерного равенства до 2020 года и НПД по ее реализации вопросы гендерного баланса в медиа, гендерно-чувствительного отражения происходящего – одно из стратегических направлений деятельности партнеров по развитию.

Ключевым барьером на пути реализации стратегии гендерного равенства являются гендерные стереотипы, существующие в обществе.

Первая группа гендерных стереотипов - это стереотипы о присущих мужчинам и женщинам чертах характера, свойствах личности, моделях поведения. Сюда относится, например, стереотип о том, что «все мужчины рациональны, а все женщины эмоциональны».

Вторая группа гендерных стереотипов касается закрепления семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом. Для женщин главными социальными ролями объявляются семейные (мать, хозяйка), для мужчин — профессиональные.

Мужчин оценивают по профессиональным успехам, женщин — по наличию семьи и детей. Традиционно считается, что «нормальная» женщина должна выйти замуж и родить детей и что все другие интересы, которые она может иметь, являются вторичными по отношению к этим семейным ролям. Женщине предписывается нахождение в приватной сфере жизни — дом, рождение детей, ответственность за взаимоотношения в семье. Мужчинам же предписывается включенность в общественную жизнь, профессиональная успешность, ответственность за материальное обеспечение семьи.

Третья группа гендерных стереотипов - связана с различиями в содержании труда. Традиционно считается, что женский труд должен носить исполнительский, обслуживающий характер и представляет собой развитие «природного женского предназначения»: уход за членами семьи, воспитание и обучение детей8.

Иллюстрация гендерных стереотипов
Семейное фото на его рабочем столе: солидный, добропорядочный мужчина Семейное фото на ее рабочем столе: для нее семья превыше работы
На его рабочем столе горы бумаг: он очень загружен и прилежен На ее рабочем столе горы бумаг: она неорганизованна и рассеянна
Он разговаривает с коллегами: он обсуждает рабочие вопросы Она разговаривает с коллегами: она сплетничает
Его нет на рабочем месте: он на совещании Ее нет на рабочем месте: она прихорашивается перед зеркалом
Его нет в офисе: он встречается с клиентами Ее нет в офисе: она побежала за покупками
С ним поступили несправедливо: он разозлился? С ней поступили несправедливо: она плакала?
Он обедает с шефом: это хорошо для его карьеры Она обедает с шефом: между ними что-то есть
Он в деловой поездке: это хорошо для его карьеры Она в деловой поездке: что скажет на это ее муж?

Анализ подходов СМИ к освещении насилия над женщинами-трудовыми мигрантками

В конце 2011 – 2012 годах в СМИ развился дискурс о насилии в отношении женщин – трудовых мигранток из Кыргызстана в России, начало которому положили публикации и передачи радио Азаттык об одной кыргызстанке – трудовой мигрантке Сапаргуль, ставшей жертвой насилия группы кыргызстанских мужчин, пытавшихся «нормализовать» поведение женщины.

Изучение медиа показало, что тематика насилия над женщинами-трудовыми мигрантками активно развивалась в СМИ Кыргызской Республики в 2012 году, но уже к концу года интерес к теме угас.

В развитии медиа «события» о судьбе Сапаргуль можно выделить 6 подходов, которые отражают заголовки медиа материалов:

1 подход: Эмоционально отстраненные заголовки, которые фокусируются на передаче действия и акторов (Кто? Кого? Что? Как?) или на причинно-следственной связи (что повлекло что?): “Патриоты” издеваются над девушками ; В России ловят «патриотов»; Над мигрантками из Кыргызстана в России жестоко издевались соотечественники-"патриоты. Публикации данной категории строятся по принципу обобщения понятий – кыргызские депутаты, правозащитники и т.д. Характерно, что действующие лица, акторы, указываемые в именительном падеже – всегда мужчины или лица, которые предположительно должны быть мужчинами («патриоты», или их оппоненты, соотечественники). Женщины – акторы употребляется в родительном или творительном падеже, что указывает их пассивность, зависимость, инструментальность.

2 подход: Сформулированные нейтрально, без связи с актами насилия заголовки: Теневая сторона миграции; Ежегодно на заработки в Россию уезжают около пятисот тысяч кыргызских мигрантов. Оба материала апеллируют к экономической рациональности и пытаются «взвесить» насколько миграционные стратегии приносят издержки – для страны, которая теряет полмиллиона граждан в год или для граждан – которые получают издержки в миграции.

3 подход: Заголовки, производящие подмену понятий с определенными целями – принизить значение преступного насилия, совершить «подстановку» виновных: «Националисты» осуждают кыргызских девушек; Выходки «патриотов» продолжаются; Научи женщин любить себя; Прекратится ли насилие в Москве? Вместо истязаний – осуждения, вместо преступлений – шаловливые выходки, а если бы жертва насилия Сапаргуль умела любить себя, то с ней не произошло бы страшного несчастья – такие скрытые послания заголовков медиа материалов построены по принципу медиа вирусов, которые разрушают конструкцию факта.

4 подход: Заголовки, сформулированные для информации в жанре криминальной хроники: Определены личности садистов – «патриотов»; По делу патриотов в Кыргызстане не возбуждали уголовного дела; Подозреваемые в издевательстве над девушками из Кыргызстана пойманы в Екатеринбурге; В Екатеринбурге активизировались кыргызские ОПГ. Будничная хроника криминальных происшествий затушевывает события насилия в отношении женщин, переводит в категорию обычных преступлений, которых в каждом обществе довольно много. Часть заголовков использовали более корректный язык, соблюдая принцип презумпции невиновности – «подозреваемые в издевательствами», другие менее щепетильны, знают наверняка – кыргызские ОПГ, садисты – патриоты... Главное послание: правоохранительные службы работают по данному делу, а значит, преступники получат возмездие.

5 подход: Виктимизация женщины: Интервью: Почему депутат хочет ограничить выезд молодых кыргызстанок за границу; Судьба женщин-мигрантов – национальная трагедия; Сапаргуль: Я не живу. Боюсь разговаривать с людьми...; Монолог Сапаргуль; Чындык издеп чыркыраган Сапаргул: «Мен атымды, абийиримды актагым келет» (Сапаргуль рыдающая в поисках правды: «Я хочу обелить свои имя, честь свою»). Женщина - жертва прочитывается вариативно – от морально неустойчивой и неспособной отвечать за свои поступки до существа с опустошенной душой, которой без чести и жить незачем. В большинстве материалов имя собственное – Сапаргуль – используется как нарицательное, почти все материалы построены на интервью с женщинами, то есть это – единственная возможность услышать мысли и чувства самих женщин. Так что же говорят женщины? Одна, облаченная властью – хотела бы запретить свободу передвижений для молодых женщин, чтобы не позорили «высокоморальных» кыргызских женщин, другая – хотела бы только отомстить за поруганную честь, третья признается, что без чести и не живет.

6 подход: Заголовки, которые определяют ситуацию или понятие: Самосуды над девушками в России и реакция госорганов. Заголовок четко определяет суть насильственных актов в юридических терминах и определяет стейкхолдеров – тех, кто способен разрешить правовое нарушение. В круг ключевых принимающих решение лиц не входят ни сами жертвы насилия, ни их насильники.

Таким образом, изучение всех категорий «посланий» заголовков кыргызстанских медиа публикаций позволяет еще раз отметить, что журналистам не интересны ни сами жертвы, ни их насильники, появление видеосюжетов в интернете и сами акты насилия в миграционной среде используются как повод закрепить стереотипные представления о нормативных моделях женственности и мужественности, закрепить стигмы в отношении мужчин и женщин, порассуждать о миграции и мигрантах и т.д.

Примеры публикаций в кыргызстанских СМИ
1

Публикация портала Factcheck.kg с критикой материалов кыргызской редакции BBC и Sputnik.kg, опубликованных в мае 2019.9

Сюжет BBC вышел под названием «Орусияда кыргызстандык мигрант кыз-келиндер таштап кеткен алты баланы Кыргызстанга алып келишти. Учурда балдарын таштап кеткендердин ата-эне, туугандары изделүүдө.» (перевод Factcheck.kg: «В Кыргызстан из России привезли 6 детей, брошенных кыргызстанскими женщинами-мигрантами»)

Уже в заголовке обвиняются матери, отцы же не упомянуты. В сюжете слова об ответственности отцов звучат только в середине и лишь однажды, а «женщина-мать, бросившая ребенка» упоминается 5 раз на протяжении двухминутного видео. При этом, информации о том, что женщины указывают свои данные как матери, оставляя детей в роддомах, причины почему они оставляют детей не приводится.

2

В колонке, размещенной на Sputnik.kg, были перечислены советы девушкам, собирающимся замуж, где содержатся социальные стигмы, стереотипные установки, формирующие образ бесправной снохи, женщины на положении домашней прислуги. В колонке не указаны источники или цитаты, а мнение автора и факты не отделены друг от друга. Апелляция к традициям в этом случае является манипулятивной и не оправдывает написание материала, поддерживающего гендерные стереотипы.10

3

Осуждение общественности в социальных сетях вызвала заметка Радио Азаттык (опубликована 28 мая 2019), вышедшая под заголовком «В Бишкек из Москвы доставили брошенных гражданками Кыргызской Республики младенцев»11. Несмотря на то, что заголовок статьи был позже заменен на более нейтральный («В Бишкек из Москвы доставили брошенных кыргызстанцами младенцев»), в первом же предложении лида текст прежний: «В Бишкек доставили брошенных гражданками Кыргызской Республики в Москве шестерых детей». В этом заголовке обвинение в адрес матерей, «бросающих» детей, ощущается ясно, при этом в материале нет упоминаний об отцах детей, а также нет причин или предположений почему женщины не могут заботиться о своих детях, будучи заграницей.

Гендерно-чувствительное освещение и противодействие стереотипам

Вместе с тем, если журналистский материал написан об отце, поддерживающем семью, взявшем на себя заботу в случае неизлечимых заболеваний членов семьи, супруги или детей, то его действия, являющиеся, по сути, нормой человеческих и семейных отношений, восхваляются как экстраординарные, и это служит укреплению существующей структуры патриархальной семьи с фиксированными гендерными ролями: отцы должны зарабатывать, а уход за семьей и домашняя работа - удел женщин.

Такая подача материала может укреплять существующие гендерные стереотипы в отношении женщин и нарушает их право на недискриминацию. Более того, это может привести к изменениям поведения членов общества в негативном ключе, например, к агрессивным выпадам и травле женщин (как в приведенных выше примерах об освещении матерей детей, подвергшихся насилию или же в случаях обвинений жертв сексуального насилия).

Понятие социального стереотипа, введенное американским исследователем массовой коммуникации У. Липпманом в 20-х годах ХХ столетия, означает схематичное, стандартизированное представление о каком-либо объекте, причем эмоционально окрашенное и обладающее высокой устойчивостью12.

В этой части более подробно будет рассмотрен один из важных для журналистской работы аспектов: противодействие дискриминации и негативным стереотипам по гендерному признаку, этические аспекты.

5Правозащитный подход к журналистике: обучающее руководство, Вьетнам (The human rights-based approach to journalism: Training manual Viet Nam). С.18. Редакторы: Gabrielle Beman, Daniel Calderbank; издатель: UNESCO Asia and Pacific Regional Bureau for Education - Бангкок, 2008 - ISBN: 978-92-9223-228-3 - URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000179185. - Текст : электронный (перевод с английского языка).

6Кыргызская Республика присоединилась постановлениями ЗС Жогорку Кенеша КР от 25 января 1996 года З N 320-1 и СНП Жогорку Кенеша КР от 6 марта 1996 года П N 257-1

7«Просто о сложном: гендерное просвещение», пособие. Автор: Шведова Н.И. (источник: http://www.owl.ru/win/books/easygender/part1_2.html)

8Гендер и СМИ. Учебное пособие для журналистов. С. 33-34. Авторы: Сидорская И., Раду А. (источник: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/107773/1...)

9Медиакритика материалов BBC и Sputnik.kg, или Про сексизм в кыргызстанских СМИ”, 12 июня 2019 г. (источник: http://factcheck.kg/ru/post/228)

10Там же.

11Заметка Радио Азаттык “В Бишкек из Москвы доставили брошенных гражданками КР младенцев, опубликована 28 Мая 2019 г. (источник: https://rus.azattyk.org/a/29966905.html?fbclid=IwAR0icZJ0W20L0mOXgPbClVvRXPWZYFvf6GSXOCOugpZiVBLspn-WOsYTT-Y)

12Гендер и СМИ. Учебное пособие для журналистов. - С.32. Авторы: Ирина Сидорская, Алина Раду (источник: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/107773/1...)